География Мальдивских островов
Говоря о Мальдивской республике, как о небольшой стране, мы забываем главный факт. Если считать мальдивской территорией только сушу, то есть населенные и необитаемые острова, то возможно это оправданное утверждение.
Но, вот в чем загвоздка: Мальдивы – это, как говориться не только ценный мех, а в нашем отношении суша, это также необъятная территория океана (99,6 %). Так что, рассуждая о территории этой земли важно помнить, что к ней примыкает ещё и море.
Сами острова – это часть морского хребта Лаккадивы – Чагос. Их протяжность 2000 км в промежутке между 14° северной и 8° южной широты. С северной стороны Мальдивы соседствуют с Лаккадивами (Дакшадвип) Индия.
Ближайшая индийская территория – это Миникой, где разговаривают на том же языке, что и на Мальдивах на дивехи. С южной стороны (атолл Адду) от Мальдивской республики, а точнее в 450 километрах, протянулся архипелаг Чагос.
Чагос раньше относился к Сейшельской группе, а сейчас это британская территория (BIOT, British Indian Ocean Territory). На этом же архипелаге есть остров Диего-Гарсия (бывшая территория Маврикия), который на сегодняшний момент так же принадлежит BIOT, но к тому же является военной базой Соединённых Штатов в Индийском океане.
Как же на территории океана могли сформироваться такие совершенно необыкновенные места? Давайте уйдем немного в географию, а главное уточним, как же на самом деле и под каким влиянием сформировались эти территории.
Если вы немного потрудитесь и попытаетесь вспомнить школьный курс географии, то найдете в отдаленных уголках своей памяти такие важные сведенья. На всей земле есть несколько тектонических плит, которые двигаются в водных просторах. Когда плиты сталкиваются друг с другом, на мести этих столкновений образуются горы.
Плюс ко всему, такие территории очень сильно подвержены землетрясениям. Что же способствует движению тектонических плит? Вот вам и ответ: со дна океана, благодаря разломам в земной коре, поступают наружу выбросы базальтовой магмы. Места таких разломов называют океанскими хребтами.
В те далекие времена, когда вся земная поверхность еще была монолитной, её называли Гондваной, или по другим источникам Пангеей. В юго-восточной стороне Мальдив на глубине почти 5000 метров пролегает основной океанский хребет, который расположен в водах Индийского океана.
В течении 200 миллионов лет под влиянием базальтовых вулканических извержений начали постепенно отдалятся Мадагаскар, Австралия, Антарктика, Индия и Африка.
Отодвигаясь все дальше от основного континента на северо-восток, Индия наткнулась на Тибетскую стену. В результате этого столкновения 50 миллионов лет назад образовались горы Гималаи, Каракорум и Гиндукуш. А вот последующие извержения уже повлияли на формирование Деканского плата, где в наше время лежат Мальдивские острова, а так же Лаккадивы и Чагос.
Как же именно возникли мальдивские атоллы на хребте вулканического базальта? Так вот, все началось, когда впоследствии магматических извержений на поверхности моря возникли вулканы.
С течением времени, и естественно с помощью морских течений, эти уже остывшие давным-давно вулканы начали постепенно уходить под воду. И примечательно то, что коралловые рифы, которые успели образоваться на их склонах, медленно, но уверено начали восходить вверх.
Прошло еще много времени и между вулканом и рифами начали появляться лагуны. Такое же явление происходит сейчас на Гавайях. В подтверждение этой вулканической теории был найден колодец на территории атолла Северный Мале. Его дно находилось на глубине 2100 метров, а коралловым рифам ученые насчитывают около 50 миллиона лет.
Что бы было понятно, почему весь этот процесс происходил на протяжении такого долгого времени, можем сказать, что скорость роста кораллов составляет всего лишь около 12 сантиметров в год, а росли они от самого осн6ования, от Деканского плата. Когда же уровень воды снижался, то уже существующие кораллы начинали разлагаться, тем самым давая почву для роста новых.
Подтверждения этому можно найти, стоит только нырнуть глубже и посмотреть на склоны самих коралловых рифов. Ученые доказывают, что они застали еще ледниковый период, когда уровень воды резко упал. А вот по истечению этого периода, когда воды океана начали таять и соответственно подниматься, то возникшие рифы накрыло водой.
Но нельзя так же забывать, что для роста кораллов необходима и нормальная температура. Во время резких похолоданий развитее рифов прекратилось, а вот с наступлением тепла, они с новой силой начали свое буйство.
Но море, это, как нам известно конструкция не постоянная. Для воды естественно, что её уровень со временем меняется. И когда воды начали подниматься с большей силой, то коралловые рифы продолжали расти, формируя уже конкретные атоллы, привычные для нашего времени.
Спустя миллионы лет, толщина коралловых рифов начинает достигать уже 2000 метров. А если смотреть, на сколько же вверх поднялись Мальдивы от океанского дня, то скажем, что в восточной стороне эта цифра ровна 2500 метров, а на западе и того больше – 4000 метров.
Мальдивы – это целая цепочка взаимосвязанных коралловых рифов: подводные рифы, поверхностные, опоясывающие и барьерные. Сами мальдивские атоллы – это кольцеподобные участки суши. По размерам северные группы, которые составляют атоллы Хаа Алиф, Хаа Дхаал, Шавияни и Нууну достигают почти 155×50 километров.
Есть гипотезы, что такая огромная площадь суши могла б организоваться не на одном вулканическом фундаменте, а на нескольких. На юге же Мальдив атоллы Гааф Алиф и Гааф Дхал (общее название атолл Хувадху) и атолл Адду образовались на двух вулканах, которые сейчас находятся глубоко под водой.
Если обобщать, то обычно все атоллы Мальдив кольцеобразной формы, но есть и некоторые исключения из этих правил. Некоторые атоллы по своей форме соответствуют рифам, на которых они образовались и имеют подковообразную, лентовидную или протяжную форму. Лагуны, которые образовались над подводными вулканами, обычно достигают в глубину около 20 – 30 метров. Но е6сть и такие, которые достигают глубины 85 метров, как например, лагуна на Хувадху. Кроме лагун есть еще и другие каналы, более глубокие, в которых циркулируют воды океана, и они находятся между атоллами и островами, их называют канду.
Именно такое разнообразие водных каналов и помогает Мальдивам держать статус одного из самых богатых морской фауной мест на Земле. Каждый атолл по своей структуре состоит еще из множества других островов. Так что приезжая на какой-то курортный остров, вы можете быть уверенными, что на этом же атолле, где расположен ваш отель, так же могут находиться острова, где живут местные жители и необитаемые острова, куда вы сможете отправиться на экскурсию.
Такие внутриатолльные острова так же окружены собственной сеткой лагуни коралловых рифов. Изначально такие лагуны по своей глубине уступают главным лагунам, но все же со временем они заполняются и тогда возникают новые острова.
Есть ещё одна отличительная черта структуры Мальдивских островов – это фару. Если сами атоллы поднимались со дна океана, строились на коралловых рифах, которые в свою очередь ложились на вулканы, то фару начинают свой рост уже от основания атолла.
Таких структур на Мальдивах достаточно много. Может даже оказаться, что курортные зоны во внутренних водах располагаются именно на фару. Они так же могут приобретать разнообразную форму: от кольцеобразной до протяжной – все это зависит от течения и муссонов.
На больших атоллах формируются тила. Так мальдивцы называют коралловые пещеры и другие структурные формирования, которые сейчас находятся под водой. Из форма так же зависит от морского течения, которое со временем оттачивает их до невообразимой красоты.
Но мы так много раз говорили слово «атолл», но вот что оно по-настоящему означает, давайте разберемся. Если соотносить его с местным языком, то «атолл» пошло от слова «атолху».
Объяснения мы находим в Оксфордском словаре английского языка, который говорит, что слово «атолху» корнями походит от языка малаялам (юго-запад Индии, штат Керала), где есть подобное слово «атоллон», что означает «замыкание, слияние». В этом же словаре есть известная цитата Сэмюэля Перчеса, датированная 1625 годом, где он написал, что каждый атоллон, отдельный от других и в своей структуре имеет большое количество меньших островов.
Мальдивские атоллы ещё с давних времен известны мореплавателям. Ведь проходя такую сложную цепь атоллов, нужно было обладать особыми навыками и сноровкой. Так что, отправляясь в Индию, мореплаватели точно знали, что их может ждать на пути к своей цели.
Теперь, когда корабли оснащены необходимым навигационным оборудованием, крупные судна, которые держат путь в Коломбо и на Дальний Восток, а так же курсируют между Мексиканским заливом и Японией, уже с большей уверенностью приближаются Мальдивским островам.
Что ещё важно, карты, которыми пользуются до сих пор на суднах, были составлены в Британии в 1835 – 1839 гг., а до этого времени Мальдивы различали всего лишь, линию, которая указывает на ленту атоллов и островов, никакой конкретики, или предостережений не было.
За словами известного марокканского путешественника Ибн Баттуты, что бы обезопасить себе дорогу, мореплавцы были вынуждены взять на одном из Мальдивских атоллов проводника из местного населения, потому что только он знал маршрут к другим островам. Он так же подчеркнул тот факт, что острова находятся очень близко друг от друга. Но, стоит быть очень осторожным, ведь если вы не будете следить за курсом, то вас может вообще откинуть ветром к Малабару на Цейлоне.
Мальдивские острова – это совокупность 1190 островов (только 200 из них населенные), которые объединяют в 26 атоллов. Очень часто поднимается вопрос именно о количестве островов. В любой правительственной документации фиксируется 1900. Но местные жители в корне не согласны с этой цифрой.
По их версии островов на Мальдивах ровно 2000. Но если говорить объективно, то островов действительно может быть больше, чем указано в документах. Только эти клочки земли, которые мальдивцы принимают за острова, на самом деле просто песчаные пустыри.
Что же касается числа населенных островов то тут все немного проще – их 200. Но, не все так просто. Трудно будет понять логику мальдивцев: острова, на которых располагаются курортные зоны, они почему-то относят к необитаемым.
Это можно объяснить только тем, что согласно мальдивским законам, под туристическую зону может арендоваться только незаселенная местность. Другие, так называемые, необитаемые острова очень часто посещают местные жители, там они ловят и сушат рыбу, выращивают кокосы, в общем, занимаются деревенскими промыслами.
Хувадху – это один из крупнейших атоллов не только Мальдивской республики, но так же считается одним из самых больших атоллов мира. Он пристигается на юге Мальдив. Его лагунная область составляет 2240 километров. А вот самыми маленькими считаются атоллы Каашидху, который находится на севере от Мале, и атолл Тходдху. Их диаметр составляет всего лишь 2 километра.
Самым большим островом на территории Мальдивской республики считается остров Фува Мула или Фуа Мулаку, который расположился на 430 километров на юг от Мале. Его длинна, достигает 3,2 километра, а ширина 2 километра.
Остров Мале, где находится столица Мальдив, занимает первое место в рейтинге самых густонаселенных островов. По последним данным, население Мале составляет около 100 тысяч человек.
Вам может показаться, что это не слишком большая цифра, по сравнению с другими столицами мира, такими как Москва, где население около 11 миллионов, или Лондон. Но поверьте, для островного государства иметь столицу с населением, как в Мале это уже большое достижение.
Кроме того эта цифра растет с каждым годом. Мале находится на 4°10″ северной долготы от центральной части архипелага. Именно здесь сосредоточены основные промышленные силы Мальдивской республики, поэтому, большая часть население это жителе островных деревушек, которые приехали искать работу.
Первой туристической зоной стал именно атолл, где расположена столица Мале, а потом к туристическому бизнесу начали присоединятся и близ лежащие атоллы, такие как Ари. Те атоллы, которые находятся дальше от эпицентра туристических событий, начали «втягиваться» в это дело только сейчас.
Это атоллы Хаа Алиф, Хаа Дхаал, Нууну на севере, а так же атоллы Таа, Лааму, Гнавияни, объединение Гааф Алиф или Гааф Дхал на юге страны. Первый аэропорт мальдивцы соорудили на отдельном острове, Хулхуле, он находится в нескольких минутах от столицы, но преодолеть этот путь можно только при помощи морского транспорта. Никакого сухопутного соединения нет. Позже был построен еще один аэропорт, но уже с противоположной стороны от экватора на атолле Адду, в Гане.
Острова на Мальдивах не очень большие, поэтому местным властям нужно прибегать к различным штучным способом для того, что бы хоть немножко расширить площадь. Например, сама столица Мале была искусственно увеличена на две третьих от своей начальной площади и теперь размеры Мале доходят до 2,5 км2.
Мале кажется абсолютно цивилизованным, в современном понимании, городом. Не то, что бы другие города чем-то диковинны и не развиты, нет. Просто приезжая в Мале ты совершенно забываешь о том, что это тропическая страна с экзотической культурой.
Здесь очень много современных построек, здесь даже пляжи искусственные, чего не скажешь о других мальдивских островах, где недостатка в этой роскоши вы никогда не испытаете. Что-что, а вот пляжи на Мальдивах, в буквальном смысле самые живописные.
Вы обязательно обратите внимание на красочные растение, которые буйствуют на всех островах. Иногда себе просто невообразимо представить, как такие громоздкие кокосовые пальмы сумели прижиться на такой небольшой площади суши. В некоторых местностям можно навить встретить редчайшее и очень старинное растение – бананьяновое дерево.
Заниматься выращиванием каких-то сельскохозяйственных культур на островах так же дело не из легких. Ведь в виду тропического климата требуется очень много усилий, что бы растения не пропали, им нужен тщательный уход и забота. И местные жители наловчились это делать.
На островах выращиваются папайя, разные сорта перцев, дыни, баклажаны, бананы и хлебные деревья. Что же касается животных, то из-за непрочной структуры суши на Мальдивах очень трудно держать коров, но вот куры пользуются необычайной популярностью.
На Мальдивах практически отсутствуют традиционные для нас леса, но это совсем не означает, что их нет, просто они немного по-другому выглядят. Это обычно буйные заросли, которые скрывают от третьих глаз возлюбленные всеми туристами уют и уединение.
Сама почва состоит по большей части из песка и органических веществ с примесью кораллов и определяет толщину гумуса почти в 15 сантиметров. Еще 60 сантиметров это известняк, потом песок и следующая прослойка – это пресная вода. Добраться до пресной воды не так уж сложно, поэтому местные жители строят не очень глубокие колодцы.
Важной проблемой на островах является эрозия почвы, особенно это ощутимо на островах, которые расположились неподалёку от маловетреных рифов.
Раньше много времени занимали поездки от одного атолла к другому, особенно если он находится не по соседству. На обычной лодке такой путь мог длиться и целую ночь. Но в меру внедрения современных моторных лодок в пользование, даже самый длинный путь от крайней северной точки, курорта Хеленгели на атолле Северное Мале до аэропорта можно одолеть за утро.
Из аэропорта вас доставят на курорт на дхони, катере или гидроплане. Длиться этот путь будет несколько часов, но любуясь местными пейзажами это время для вас пролетит незаметно.